ИКТ как средство активизации познавательной деятельности учащихся

Конькова Галина Владимировна
учитель математики и информатики
Любимская сош Любимского МО

I. С момента появления компьютерного класса в нашей школе (1991 год, класс УКНЦ) большое внимание уделяется изучению учащимися основ вычислительной техники и внедрению ЭВМ в учебно-воспитательный процесс. Перед нами стоит задача согласованного достижения целей:

§         совершенствование учебного процесса по всем предметам;

§         работа с учащимися, проявившими интерес и способности к информатике и программированию;

§         решение воспитательных проблем.

На ранних стадиях компьютеризации мы пытались не только использовать готовые программные продукты, но и создавать свои (простейшие) программы контролирующего характера. Обучение программированию учеников было одной из наиболее ранних форм применения компьютеров. Совместно с учащимися был создан набор контролирующих программ по математике на языке Бейсик: «Интеграл и его применение к вычислению площадей фигур», «Иррациональные уравнения», «Логарифмические уравнения и неравенства», «Параллельность в пространстве», «Перпендикулярность прямых и плоскостей» и пр. Изучая тему «Графические возможности языка Бейсик», создавались простейшие программы вычерчивания графиков функций. Профессионал, наверное, нашел бы в них немало недочетов, но они позволили демонстрировать график любой изучаемой в школе функции, рассматривать ее свойства, показывать преобразования графиков, для многих уравнений определять наличие корней графическим путем.

На базе имеющегося ПО для класса УКНЦ практиковали проведение уроков по немецкому языку, физике (7 класс). Для учащихся начальной школы в компьютерном классе проводили уроки по русскому языку и математике. Интегрированные занятия по информатике и математике не только способствуют повышению интереса к изучаемому предмету, но и повышают мотивацию за счет возможности наблюдать результаты своих собственных действий, делают возможной самокоррекцию знаний. Компьютер позволяет развивать не только интеллект, но и творческие способности учащихся. Так, например, простейший исполнитель  «Чертежник» мы использовали в качестве инструмента для развития не только математических, но и художественных способностей детей. Все построенные изображения детьми в их творческих работах напоминают работы художников-графиков, выполненные с помощью построения алгоритмов (от простейших алгоритмов движения в системе координат по точкам, до сложных циклических алгоритмов построения изображений, состоящих из графиков функций).

В это время мы уже практиковали экзамен по информатике не только по билетам, но и в форме реферата. Экзамен включал в себя 2 части: теоретическую и практическую. В качестве практического задания  были ученикам предложены темы для создания контролирующих программ по одному из изучаемых предметов в школе.

С развитием применения компьютеров в школе возросла потребность в программах высокого качества, поэтому создание программ собственными силами отошло на задний план.

Компьютеризация началась, конечно, с красивого оформления различных документов, сообщений и рефератов учеников. На базе компьютерного класса в текстовом редакторе оформлялись и экзаменационные рефераты по другим предметам (география, физика).

Практика компьютерных игр – это та область, где дети достаточно быстро реализуют свои интеллектуальные возможности. Они играют, устанавливают собственные достижения, затем улучшают их. Ребенок проявляет интерес к подобной деятельности. Но дети довольно быстро теряют интерес к игре, начинают скучать, если можно быстро добиться успеха. Поэтому необходимо смена содержания игр. В нашей практике был клуб «Игротека», в настоящее время элементы игр включаются в факультативные занятия по информатике.

II. Необходимость использования компьютера легко аргументировать тем, что они всегда вызывают интерес. С появлением нового компьютерного класса расширился круг возможностей использования ЭВМ. Компьютеры находят в школе разнообразное применение. Рассмотрим некоторые варианты их использования.

1. Для создания печатных документов

Подготовка дидактического материала, грамот для проведения различных состязаний по предметам, методических разработок учителями-предметниками. Оперативная распечатка дидактических материалов, текстов (что сейчас особенно актуально с введением ЕГЭ), контрольных работ стала для многих учителей повседневной реальностью.

Более широкое использование иллюстративного материала. Иллюстрации, например, на уроках литературы остаются важнейшим средством восприятия художественного произведения.

Некоторые предметы требуют особой информации, составляющей как бы фон их изучения. Для работы с такой информацией важен часто не столько факт ее хранения, сколько характер структурированности той формы, в которой она хранится. В истории – данные о переписи населения, а в географии – статистические сведения о метеорологических сводках или геологических данных.

Базы данных, используемые в процессе обучения, обладают определенным преимуществом, они нужным образом структурированы, информация может быть отсортирована и обработана определенным образом и представлена наглядно в виде диаграммы. Подготовить такие справочные таблицы для уроков могут сами старшеклассники.

В школе издается газета. А все начиналось с газеты школьного актива. Несколько номеров такой газеты появилось на свет. Сейчас действует кружок учащихся 7 класса «Прессклуб» и газета выходит раз в месяц силами этих учеников и их руководителем Левашовой А.В., учителем информатики нашей школы.

2. Для создания электронных документов

Наглядность, эмоциональность, эстетика – вот ключевые слова для электронных документов. Разрабатываем различные лабораторные работы по информатике в электронном виде не только для работы на уроке (наполняемость групп такова, что за компьютером работают 2, а подчас и 3-е учеников). Одной из форм использования компьютера является  индивидуальная работа отдельных учеников. Выполнить ту или иную лабораторную работу ученик сможет сам во внеурочное время при наличии электронного документа.

Другую форму использования компьютера в педагогическом процессе представляет демонстрация изображений, текстов сразу всем ученикам. Новые ИКТ используются во время итоговой аттестации учеником, который выбрал категорию «Защита реферата». Он готовит компьютерную презентацию, разработанную в PowerPoint, которая иллюстрирует краткое сообщение по выбранной теме. Это позволяет оживить защиту реферата, сделать выступление эмоциональным, а содержание наглядным.

За счет творческих и экзаменационных работ учащихся накапливается демонстрационный материал, как печатного характера, так и мультимедийного (презентации), которые можно использовать в учебном процессе. Вот, к примеру, темы некоторых экзаменационных работ учащихся 11-го класса по информатике:

1) Web-дизайн и программы для создания Web-страниц.

2) Состав персональных ЭВМ.

3) Компьютерные вирусы и борьба с ними.

4) Графический редактор, компьютерная графика и мультипликация.

5) Откроем все окна или что такое Windows.

3. Использование ППО

Основной объем использования ЭВМ падает на регулярные учебные занятия в классе, однако, это не означает, что во все оставшееся время они простаивают. Неизбежные «окна» в расписании позволяют учащимся получить доступ к незанятым машинам. Это дает возможность заинтересованным школьникам значительно углубить свои знания, полученные на уроках, и более полно исследовать функции и свойства компьютеров. Широкое применение прикладных программ для индивидуального обучения обеспечивают упражнения и тренировки учащихся по выбранному предмету и теме. Компьютер выступает в роли бесконечно терпеливого репетитора.

ППО используется и как источник информации, при этом широкое применение получила не только компьютерная энциклопедия на компакт-дисках фирмы «Кирилл и Мефодий».

В нашей школе имеет место практика организации тематических классных часов на базе компьютерного класса. Например, из цикла «Путешествие в мир прекрасного», классный час «Айвазовский и его творчество». Для подготовки таких классных часов применяем не только диски «Шедевры русской живописи», «Русский музей», но и звуковое сопровождение, подготовленное старшеклассниками.

Сочетание разных компьютерных технологий используется для проведения различных мероприятий. Так в 11 классе по математике было проведено «Логарифмическое кафе». Учащиеся подбирали материал для сообщений не только в печатных изданиях, но и в Интернет. Оформление сообщений, дидактических материалов, стендов осуществляли с помощью компьютеров. Итоги работы подводились с использованием электронных таблиц. Таблица была подготовлена заранее, разработана система оценки (а значит, использованы формулы), что позволило быстро подвести итоги работы.

4. Работа в сети

С подключением в Интернет появились новые возможности. Учащиеся используют современную информацию, полученную по сети. По заданию учителя осуществляют поиск. Это происходит во внеурочное время, правда может привести к перегруженности учащихся и преподавателей, тем не менее, это практикуется.

В нашей школе есть и первые «ласточки» - участники сетевых конкурсов.

ü       Работа в команде по достижению общей цели, совместное творческое действие учащихся 7 класса в телекоммуникационной олимпиаде по физике (2002 год) под руководством учителей Левашовой А.В. и Изюмовой Е.Г.  В числе 5-ти команд, приславших наиболее интересные проекты, и наши «Ястребы».

ü       В Интернет-олимпиаде на лучшее сочинение на английском языке по теме «Великобритания – самая современная и самая традиционная страна в Европе» приняла участие выпускница 2003 учебного года Золотцева Екатерина, ныне студентка факультета иностранных языков ЯГПУ им. Ушинского. Приз за I место – поездка в Кембридж.

С использованием ИКТ расширяются наши возможности в достижении конечного результата – качество образования достойного гражданина нашей страны.